Наукова доповідь професора Влада Геніна



Глобальные проблемы высшего образования: новые цели, задачи и инновационные решения по подготовке специалистов бизнес-администрирования и государственного управления в США. 


Dear Rector Leonid Vasilyovich Gubersky!

Dear students and professors and faculty staff!

Dear guests!

It is my privilege, big honor and pleasure to be invited to your Conference and speak on the newest American philosophy of the higher education, its latest findings and benchmarks.

I am a son of Ukraine, was born and raised in your beautiful city, so, despite the fact that my professional language is English, I will deliver my speech in the language I spoke within the years of my life in Kiev. 


Глубокоуважаемый ректор Леонид Васильевич Губерский!

Дорогие студенты, профессора и преподаватели!

Дорогие гости!

Для меня является большой честью и привилегией быть приглашенным на вашу Конференцию и говорить о новейшей философии американского высшего образования, наших исследованиях, анализах размышлениях и прогрессивных элементах ее дальнейшего совершенствования.

Я являюсь сыном Украины, родился и вырос в  вашем прекрасном городе, и поэтому, несмотря на то, что в последние почти 30 лет мой профессиональный язык в США - английский, сегодня я буду выступать на языке, на котором говорил все годы моей жизни в Киеве.  

*****************************************************************************

Дорогие студенты и профессора!

Глубокоуважаемые коллеги!

Я приехал на родину в Украину, в Киев, город, где я родился,  после почти 30- летней разлуки поделиться накопленным опытом, достижениями, мыслями о сегодняшних глубоких проблемах университетского образования США, в частности подготовки специалистов в гуманитарных областях (куда входят и бизнес-администрирование и экономика), с которыми столкнулось американское общество в последние годы, а также предложениями в подготовке специалистов и ученых, для того, чтобы сделать Украину одной из самых передовых, успешных и процветающих стран Европы и мира.

Мне выпала большая честь 15 лет назад стать первым в истории высшего образования США деканом самого крупного американского аккредитованного университета. Я горжусь тем, что только в одной компании Apple Computers, производящей знаменитые «iPad», «iPhone», компьютеры Эппл успешно работает 360 выпускников возглавляемого мной факультета. Все они успешные лидеры и руководители.

Я вижу свою миссию в том, чтобы изменить жизнь нашего молодого поколения, их семей и их будущих поколений - к лучшему, через  высшее образование. Мы интенсивно работаем над тем, чтобы всегда быть в первых рядах провайдеров высшего образования -  наиболее уважаемых обществом, пользующегося его глубоким доверием и уважением следуя таким главным принципам:

  1. Глубокое понимание мечты, устремлений и нужд наших студентов
  2. Глубокое понимание потребностей сегодняшних работодателей (будь они компаниями Силиконовой Долины, или организациями государственного управления, или благотворительными некоммерческими организациями, или научно-исследователькими институтами философского или естественно-научного направлений)
  3. Воспитание специалистов с высочайшим уровнем критического мышления и креативности
  4. Формирование у студентов инновационности мышления в их последующей творческой и каждодневной деятельности.
  5. Аналитика и оценка полученных студентами знаний и навыков по критериям специалистов международного класса
  6. Высокоэффективная деятельность в области нашей каждодневной учебно-академической работы, отвечающая требованиям вышеизложенных принципов.

Известно, что университеты делают все возможное, чтобы дать своим выпускникам глубокие современные теоретические знания и практические навыки (на основе андрогогической модели Платона – науки о том, как обучать взрослых) через достижение совершенства всех аспектов научной и учебно-академической деятельности. Наш и ваш университеты привлекают лучшие научно-педагогические кадры, внедряют новейшие методы и инструменты обучения, отвечающие требованиям подготовки студента 2016 года, который значительно отличается от студента 1990-х годов своей широтой кругозора, национальной и западной цивилизованностью, и, что очень и очень важно, - уровнем компьютерной и интернет компетентности работы в виртуальных пространствах и социальных сетях. 

Многое сделано, чтобы дать американским выпускникам как можно больше практических навыков для их будущей работы по избранным специальностям.

Сделано много, но далеко не все, несмотря на то, что, например, возглавляемый мной многотысячный факультет в Силиконовой Долине - главном центре технологического прогресса планеты, приглашает для преподавания исключительно практикующих ученых и специалистов, тех, кто способен принести в наши университетские аудитории свежайшие примеры из сегодняшней реальной жизни, а не из безнадежно быстро-стареющих учебников. Тех, кто открывая занятие скажет: «Вы знаете, что сегодня произошло в корпорации НР? Президент отделения корпорации уволен за низкий уровень аргументациии, как результат, неправильное управление изменениями, игнорирование интересов клентов, и терпимость к непроизводительным служащим. Давайте рассмотрим весь набор ответственностей руководителя организации и качественный уровень его аргументации»... 

Но к глубокому сожалению, жизнь показала, что этого недостаточно, ибо сегодня американским компаниям и организациям, работающим в условиях жесточайшей кокуренции, нужны специалисты с особым системным набором знаний и навыков. Набором, который, как выяснилось, далеко не совпадает с набором знаний и навыков, предлагаемых существующими образовательными программами.

Это пропасть между существующим контентом программ высшего управленческого образования и реальными запросами нового поколения работодателей, таких как, например: Apple, Google, Boeing, НР или администрации столицы Силиконовой Долины города Сан Хозе и других.  Студенты об этом знают и эта проблема очень активно и откровенно обсуждается и студентами, и моими коллегами  преподавателями. Эта проблема волнующая сегодня всю Америку: от Вашингтона до каждой семьи. Ибо окончить вуз, вложив годы тяжелого труда, лишений (у нас родители не содержат детей студентов: последние зарабатывают на жизнь с момента окончания школы), огромные деньги, и после этого работать в универмаге продавцом-консультантом дорогих женских платьев - это ещё не успех и не возврат вложенных инвестиций...

Поэтому сегодня все здравомыслящие люди и общество, и я лично, пришли к единому выводу: нашему выпускнику должен быть гарантирован так называемый GAINFUL EMPLOYMENT. 

GAINFUL EMPLOYMENT - это работа в корпорации, либо работа в своей компании или организации, которая принесет выпускнику:

-  профессиональное творческое удовлетворение; недаром говорят, что профессиональное счастье это когда твоя работа совпадает с твоим хобби, когда каждым утром хочется побыстрее идти на работу 

- когда она, работа, способна оплатить тебе достойную жизнь по мировым стандартам, как минимум уровня среднего класса, позволяя оплатить образовательные кредиты, приобретать квартиру, новую машину, качественную еду, хорошую одежду, путевки на отдых, все платежи, а также нести дорогие расходы на содержание детей.

Однако в реальности, тысячи и тысячи выпускников вузов США не востребованы, многие работают не по специальности или на низких, малооплачиваемых должностях.

Они не в состоянии обеспечить себе хороший уровень жизни, платить ипотеку, создать и содержать семью, детей. Это в свою очередь, вызывает рост новых глубоких демографических и социально-экономических проблем.

Итак, мы были вынуждены признать, что вузы сегодня должны готовит тех, кто нужны компаниям и организациям, которые, располагаясь в Силиконовой Долине, неся за это колоссальные расходы – в 5-10 раз превышающие аналогичные средние затраты по стране - рассчитывают на  приобретение самых наиболее квалифицированных кадров.

Например, в беседе с президентом американского отделения шведской компании  Эрриксон я задал ей вопрос: «Зачем Вы начали обосновываться здесь, в Силиконовой Долине?». Она ответила мне: «Мы рассчитываем на приобретение лучших в мире кадров». Но в реальной практике возникает немало трудностей в их поиске и наборе. 

Один свежий пример: за неделю до моей поездки к Вам в Киев, на заседании руководителей компаний и организаций Силиконовой Долины прозвучала такая очень тревожная информация. Сегодня в Силиконовой Долине потребность в лидерах высшего звена компаний, организаций и НИИ составляет около 6 тысяч вакансий, но заполнить их качественными кадрами невозможно. Их нет. Многие выпускники вузов страны не отвечают их сегодняшним требованиям.

Сложившееся положение дел потребовало от нас глубокого пересмотра выходных показателей учебных программ, отвечающих новейшим требованиям работодателей Силиконовой Долины, которые сами находятся в условиях острой возрастающей с каждым годом конкурентной борьбы. 

В результате напряженной работы в течение последних двух лет с СЕО компаний и организаций, (а также что очень важно стартапов) по определению номенклатуры требуемых показателей человеческого капитала (а не человеческих ресурсов!), мы пришли к выводу, что динамически развивающимся компаниям, организациям и стартапам необходимы специалисты удовлетворящие следующим 10-ти требованиям, перед тем как оценивать их профессиональные инженерные, экономические, технические знание и навыки:

  1. Талант и навыки философского критического мышления, анализа, аргументации и принятия решений.
  2. Умение видеть тренды.
  3. Глубокие знание и видение будущего отрасли.  Умение работать с потоками информации.
  4. Умение прогнозировать последствия и результаты.
  5. Способность действовать и принимать эффективные решения в условиях неопределенности.
  6. Постоянное сосредоточение всего спектра усилий на потребностях конечного потребителя продукции, услуг, научной продукции.  
  7. Мудрость и стойкость как лидера и менеджера.  Знание всего спектра миссии, бизнес стратегий и должностных обязанностей руководителя (СЕО).
  8. Способность и навыки формирования команд, и их эффективного управления
  9. Лидершипские и менеджерские таланты, и навыки эффективных деловых и межкультурных коммуникаций с коллегами. 

10.  Глубокие знания и навыки по количественной и качественной оценке результатов работы (своей и вверенных подразделений)

И только после этого оцениваются чисто профессиональные специальные знания (такие как инжиниринг, программирование, экономика, финансы и др.).

Хочу вам доложить, что мы начали большую глубокую конверсию и реконструкцию учебных программ для удовлетворения требований работодателей 2016 -2020 гг. и обеспечения «gainful employment» наших выпускников.

Сегодня это номер один задача социально-экономического развития американского общества.

Вносятся кардинальные изменения в программы, в философскую подготовку специалистов всех специальностей. Каждая, без исключения дисциплина пересматривается на предмет введения в неё всех необходимых знаний и инструментов для  GAINFUL EMPLOYMENT наших выпускников.

Созданы университетские сервисы по подготовке студентов к будущим интервью в свете требований работодателей.

А главное – это формирование нового менталитета нашего студента, который должен также, как и университет, быть активно заинтересован в наборе знаний и навыков позволяющих действительно изменить  его жизнь. Изменить кардинально – к лучшему.    

Украина - моя Родина. Это земля, давшая миру Тараса Шевченко, Сергея Королева, создателя лучших в мире вертолетов Сикорского, ученых в области кибернетики, ракетно-космической техники.

Это всегда была страна высочайшей культуры образования и образованности.

Но сегодня и она, в условиях неслыханно-бурного развития научно-технического прогресса нуждается в подготовке специалистов вооруженных самыми современными инструментами решения задач, выдвигаемых сильнейшей конкурентной борьбой компаний и организаций; специалистов, способных решать задачи которые не под силу людям, живущими образовательным багажом вчерашнего дня; специалистов, способных сделать Украину одной из самых передовых, успешных и процветающих стран Европы и мира. Я искренне верю в то, что вы, новое поколение Украины, способны сделать это. 

Так давайте же вместе сделаем все для этого в вашем университете – украинском Гарварде имени Тараса Шевченко

Слава Украине!

Щиро дякую!